Регистрация
 
Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста
Альберт Эйнштейн
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайтаhttps://www.music-classroom.ru/

Сейчас на сайте: 1

Версия для слабовидящих

Урок вокала


Дыхательные упражнения

открываем и выполняем

Упражнения для речевого аппарата

открываем и выполняем

Распевки

открываем и распеваемся

Репертуар

как работать над песней


Охрана голоса

"Гигиенические правила и рекомендации юным вокалистам" автор: педагог дополнительного образования А.И. Журавлев (г.Таганрог)

(скачать и распечатать книгу можно по ссылке внизу страницы)

 

Файлы(всего: 1)
Файлы(всего: 1)
файл
rar
4.57 MB
Скачать_Журавлев А.И._Гигиенические правила юных вокалистов.rar

Пение — это мастерство выдоха

10 упражнений на развитие дыхания

Самое сложное в дыхании — контролировать и регулировать выдох. Научиться дышать диафрагмой, освобождать гортань — все это совсем не трудно. Но сохранять положение диафрагмы (а именно это и позволяет регулировать и распределять выдыхаемый воздух) действительно нелегко.

Один известный педагог сказал, что пение — это мастерство выдоха. Мастерство, которым, увы, владеют не все профессионалы. Но не одна диафрагма ответственна за распределение выдоха. Часто бывает так, что из-за плохой артикуляции воздух просачивается как бы мимо звука, и тогда в голосе слышен характерный призвук придыхания.

В дыхательных упражнениях не стоит пытаться проговаривать всю фразу целиком на одном дыхании. Сначала надо научиться не сбрасывать дыхание после двух-трех произнесенных слов, а распределять его хотя бы до первой логической паузы, и в паузе брать быстрое, незаметное дыхание.

Как правильно брать дыхание? Осанка должна быть прямая, плечи — развернуты и опущены, голова в нормальном положении: не закинута назад и не опущена вперед. Лучшее положение головы — когда тело«подвешено» за макушку. Центр тяжести должен находиться посередине тела, то есть в районе солнечного сплетения. Вдох должен быть бесшумным, без всяких лишних призвуков. Если глубокий вдох через нос не получается, на первом этапе можно брать дыхание одновременно носом и ртом. Нельзя «добирать» дыхание. Если вы вдохнули мало — израсходуйте сначала этот вдох, затем только берите следующий. На выдохе — не выжимайте воздух, коротко и быстро сбросьте предыдущее дыхание, затем также коротко и быстро сделайте новый вдох.

Предлагаемые далее базовые упражнения позволят сделать вам первые уверенные шаги на пути овладения правильным дыханием.

Упражнение 1. Исходное положение — стоя. Поза свободная, удобная. Немного вытяните позвоночник, ощущая себя в подвешенном состоянии. Плечи опущены, мышцы расслаблены. Сосредоточьте внимание на солнечном сплетении. Погрузитесь мысленно в дыхание. Дышите свободно, естественно. Наблюдайте свое дыхание, где оно рождается, как получается вдох и выдох, какие паузы между ними. То же самое повторите в положении сидя и лежа.

Упражнение 2. Исходное положение — стоя. Поза свободная, позвоночник прямой, мышцы живота расслаблены. Сосредоточьте свое внутреннее внимание на центре тела (там, где находится солнечное сплетение). Вы очень скоро поймете, что это же — и центр дыхания. Дышите свободно, естественно. Понаблюдайте за тем, как ваше дыхание приводит в движение все тело, начиная с мышц живота и нижних ребер. Наблюдайте за своим дыханием в течение 3-4 минут. Затем вдохните, выдохните и сделайте паузу. Наблюдайте за своим внутренним состоянием: как стучит сердце, как бьется пульс, как ощущают себя все внутренние органы. Когда вам неотступно захочется снова вдохнуть — вдохните. Подышите в естественном ритме некоторое время, и снова сделайте паузу на выдохе, наблюдая за собой.

Упражнение 3. Исходное положение — как в предыдущем упражнении. Положите руки на нижние ребра. Обратитесь мысленным взором в центр тела, в солнечное сплетение. Пару минут подышите естественно-свободно. Затем вдохните, задержите вдох. Мысленно наблюдайте за собой, за теми процессами, которые происходят в организме. Как только появится потребность в выдохе — выдыхайте, и снова задержите дыхание. Снова наблюдайте за собой. Особое внимание обращайте на положение рук, на то, как оно меняется при вдохе и выдохе. Продолжайте упражнение в том же ритме: вдох-задержка-выдох-задержка. Вдохи не должны быть глубокими, а выдохи — длинными. Дышите так, как дышите в обычной жизни.Единственное условие: вдыхать в живот.

Упражнение 4. Исходное положение — стоя, ладони лежат на нижних ребрах. Очень быстро, очень резко и очень глубоко вдохните через нос в живот. Следите, чтобы при этом не поднимались плечи. Задержите дыхание на 3 секунды, а затем резко выдохните через рот. Как вдох, так и выдох, должны быть активными, энергичными. Дышите так в течение 10-15 минут. Это упражнение не только активизирует дыхание, но и оздоравливает весь голосовой аппарат. Это своего рода «воздушный массаж». При помощи этого упражнения очень хорошо разогревается гортань и связки.

Упражнение 5. Исходное положение — стоя. Руки опущены вдоль тела. Медленно, но энергично сделайте вдох носом в живот. Представьте себе, что вас клонит в сон, и вы вот-вот зевнете. Однако вы не можете себе этого позволить, потому что находитесь в публичном месте (на собрании, на спектакле, и сидите в первом ряду). Ваши губы сомкнуты, но вы все равно зеваете — с закрытым ртом. На выдохе откройте рот и скажите А-АХ на зевке. Выпустите весь воздух, затем снова вдохните. Повторяйте это упражнение в течение 5-10 минут.

Упражнение 6. Возьмите быстрое, короткое, но вместе с тем глубокое дыхание через нос в живот. Положение гортани — как при зевке. Выдыхая через рот, повторяйте:

Да-да-да-да
Дэ-дэ-дэ-дэ
Ди-ди-ди-ди
До-до-до-до
Ду-у-у

Вдоха вам должно хватить на то, чтобы повторить все эти слоги и протянуть «дууу». Сначала это может не получаться. При выполнении этого упражнения следите за тем, чтобы грудь и плечи не поднимались, а живот не опускался на протяжении всего выдоха. Можно контролировать положение живота руками, держа их на нижних ребрах. Звук должен быть не громким и не тихим — средним. Однако подача звука должна быть активной. Постарайтесь ощутить воздушный столб, опирающийся на диафрагму. Поймать и зафиксировать ощущение этого столба — задача данного упражнения.

Упражнение 7. Исходное положение — стоя, спина прямая, плечи опущены. Вдохните носом активно, быстро и глубоко. Положение гортани —«на зевке». Выдыхайте через нос, рот закрыт. С выдохом тяните звук «М». Получится своеобразное мычание. Звук должен быть активным, должен щекотать губы. Тянуть его нужно достаточно долго. При этом следите, чтобы живот не уходил внутрь, диафрагма остается натянутой до окончания выдоха. Точно так же повторяйте с закрытым ртом звуки «Н»,«В»«3». После того, как потянете все эти звуки (по 1—2 минуты на каждый звук), проделайте то же самое упражнение, только в конце выдоха резко откройте рот.

Упражнение 8. Для этого упражнения вам понадобится свеча. Поместите ее на уровне ваших губ. Зажгите. Исходное положение — стоя. Спина прямая, плечи опущены, руки лежат на нижних ребрах. Возьмите активный, короткий, глубокий вдох. Начинайте выдыхать через рот со звуком «с-с-с-с-с». Следите за тем, чтобы диафрагма была в одном и том же положении, живот не уходил. Ваша задача — растянуть выдох на как можно большее время. Свеча должна находиться достаточно близко от ваших губ. Старайтесь, чтобы пламя не шелохнулось, пока вы выдыхаете со звуком «с-с-с-с-с».

Упражнение 9. Для этого упражнения вам также понадобится зажженная свеча. Поместите ее на уровне губ. Коротко, активно и глубоко вдохните через нос. Положение гортани — «на зевке». Задержите дыхание, сконцентрируйтесь, и резко выдохните на свечу со звуком «ХХАА!». Ваша задача — задуть свечу. Это будет сделать непросто. Вам нужно почувствовать, что вы можете контролировать силу воздушного потока.

Упражнение 10. Исходное положение — сидя или стоя. Рот открыт. Представьте себе, что у вас во рту — горячая картошка. Вы не можете ее выплюнуть, но стараетесь охладить дыханием. Вдыхайте и выдыхайте ртом, «охлаждая» эту картошку. Не забывайте следить за тем, куда идет вдох (правильный вдох должен идти в живот).

 

источник : http://http://www.starvocal.com/index.php?option=com_content&view=article&id=220:2011-06-18-02-28-34&catid=22:articles&Itemid=18


Библиотека вокалиста


Документы(всего: 2)
Документы(всего: 2)