Дорогие ученики! В этом разделе вы найдете полезные материалы по предметам
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА и БЕСЕДЫ О МУЗЫКЕ
Желаю вам нескучной учебы!
РАХМАНИНОВ С.В.
1 апреля 1873, Семёново, Новгородская губерния — 28 марта 1943, Беверли-Хиллз, США
Имя этого великого музыканта известно во всем мире, и его смело можно назвать «русским гением». Сергей Васильевич Рахманинов был великолепным пианистом, который не имел себе равных, блестящим дирижером и композитором, оставившим после себя огромное культурное наследие. Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными. Роковая судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть Родину, но любовь к отчизне, как и любовь к музыке, он пронес в сердце через всю жизнь и отразил это в своём гениальном творчестве.
Биография С.В.Рахманинова
Материал заимствован с сайта https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/sergej-rakhmaninov
Сергей Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. С юных лет мальчик стал проявлять особый интерес к музыке, поэтому мама Любовь Петровна стал обучать его игре на инструменте с четырехлетнего возраста. Когда Сергею Васильевичу исполнилось девять лет, вся семья была вынуждена переехать жить в Северную столицу, так как их имение было продано за долги. Отец будущего композитора ушел из семьи, поэтому о детях теперь заботилась одна мать. Она-то и приняла решение дать Сергею именно музыкальное образование, как и хотела первоначально.
Вскоре Рахманинова принимают на младшее отделение в Петербургскую консерваторию. Вот только с учебой у мальчика не заладилось, ведь он предпочитал проводить время на улице, а не за фортепиано. Тогда по совету Александра Зилоти, который приходился Рахманинову двоюродным братом, было решено перевести юного музыканта в Московскую консерваторию к Н.С. Звереву. Этот педагог давно славился своей особой системой воспитания одаренных учеников. Он выбирал из класса двух-трех талантливых детей и забирал на полный пансион к себе домой. Там Николай Сергеевич приучал учеников к дисциплине, высочайшей организованности и систематическим занятиям, занимаясь с каждым из них индивидуально. В 1887 году Рахманинов начинает сочинять и записывать первые произведения. В то время его преподавателем по контрапункту становится С.Танеев.
Сергей Васильевич окончил консерваторию по двум классам – фортепиано (1891 г.) и композиции (1892 г.). Его дипломной работой стала опера «Алеко», созданная им всего за семнадцать дней. За свое сочинение он получил высочайшую отметку «5+». В 1892 году Сергей Васильевич впервые выступил перед публикой как пианист, со своей известнейшей Прелюдией до-диез минор, ставшей настоящей жемчужиной его творчества.
В 1897 году состоялась долгожданная премьера Первой симфонии, над которой Рахманинов долго работал. После этого концерта, который был крайне неудачным для композитора, он не сочинял ничего в течение трех лет, так как произведение провалилось. Публика и безжалостные критики отрицательно встретили симфонию, да и сам Рахманинов был крайне разочарован. В итоге партитуру он уничтожил, запретив когда-либо исполнять ее. Оставив на время композицию, Сергей Васильевич вплотную занялся исполнительской деятельностью. В 1900 году он вновь вернулся к любимому занятию и принялся за написание Второго фортепианного концерта. Вслед за ним, выходят другие популярные сочинения композитора. В 1906 году Рахманинов решает уйти с постоянной работы в Мариинском женском училище, где он преподавал теорию музыки, чтобы заняться творчеством.
В 1917 году композитор вместе со своей семьей отправляется в Швецию с концертной программой, и предполагалось, что вернутся они через два месяца. Однако, как оказалось, с родными краями они простились уже навсегда. Вскоре семейство Рахманиновых переехало в Америку. Там очень ценили талант Сергея Васильевича и считали его пианистом мирового уровня. Ему приходилось много и напряженно работать, подготавливая концертные программы, иногда из-за чего сильно болели руки.
В этот период Рахманинов снова делает большой перерыв и ничего не сочиняет практически восемь лет. Лишь в 1926 году из-под его пера появляется Четвертый концерт для фортепиано.
В 1931 году семья Рахманиновых покупает участок на берегу озера в Швейцарии, и вскоре там появляется вилла «Сенар». Именно тут он и создает свои знаковые сочинения – Рапсодию на тему Паганини и Третью симфонию. Симфонические танцы композитор написал в 1940 году и это стало его последним произведением.
28 марта 1943 года тяжелобольной Рахманинов скончался в кругу своих родных в Беверли-Хиллз.
Интересные факты из жизни Рахманинова
- У Рахманинова и его учителя Н. Зверева произошел конфликт из-за композиции. Оба очень тяжело переживали это, а помириться музыканты смогли лишь после выпускного экзамена. Тогда Зверев подарил Рахманинову свои золотые часы, которые композитор бережно хранил всю жизнь.
- В выпускном классе фортепианного отделения Сергей Рахманинов остался без педагога, так как А. Зилоти ушел из консерватории, а его ученик не захотел менять наставника. В результате ему пришлось самостоятельно подготовить выпускную программу, с которой он блестяще выступил на экзамене.
- Так как Рахманинов окончил сразу два факультета с отличием, то ему была вручена Большая золотая медаль.
- Когда шли репетиции первой оперы “Алеко”, к начинающему композитору подошел П.И.Чайковский и предложил исполнить сочинение Рахманинова вместе со своим новым спектаклем “Иоланта”, если тот не возражает. От счастья и восторга Рахманинов даже не смог вымолвить и слова.
- Из биографии Рахманинова мы знаем, что в 1903 году Рахманинов женился на Наталье Сатиной, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Из-за этого музыканту даже пришлось простить «Высочайшего разрешения» на брак.
- Композитор признавался, что провал первой симфонии огорчил его не из-за негативных отзывов, а из-за того, что ему и самому не понравилось сочинение уже на первой репетиции, но он не стал ничего исправлять.
- Несмотря на то что Рахманинов последние десятилетия своей жизни прожил в США, он отказался от гражданства этого государства, так как не захотел отрекаться от своей Родины.
- Вилла «Сенар» получила название по первым слогам имен Сергея Васильевича и его супруги Натальи Рахманиновой. Это место стало особенным для композитора, он даже специально привез туда русские березы, а само имение создал в национальном стиле.
- Когда началась Великая Отечественная война, Рахманинов крайне тяжело переживал это и даже один из гонораров за свое выступление (сумма составляла около 4 тыс. долларов) он передал для поддержки советской армии. Его примеру тут же последовали другие известные музыканты.
- Необычайный талант Рахманинова передался ему от деда Аркадия Александровича, который был не только превосходным пианистом, но и сочинял небольшие фортепианные произведения.
- С самого детства Сергей Васильевич обладал фантастической памятью. Он мог легко исполнить по памяти произведение, даже если слышал его всего один раз.
- Выступал Рахманинов и в качестве дирижера, причем его искусство дирижирования стало эталоном.
- Помимо хорошей памяти композитор обладал еще одной уникальной особенностью, которую отмечали многие исследователи его жизни и творчества. Он мог легко охватывать на рояле сразу 12 белых клавиш, что было не под силу многим известным пианистам.
- На деньги, переданные Рахманиновым на Родину во время Великой Отечественной войны, был построен самолет для армии.
- Композитор очень хотел еще раз посетить свою родную страну, сохранились сведения, что он пытался это сделать незадолго до своей смерти, однако, его не пустили.
- На любимом инструменте Рахманинов занимался ежедневно, вплоть до конца своей жизни.
- Сергей Васильевич не очень любил внимание репортеров, фотографов и предпочитал всегда избегать встречи с толпой журналистов.
- Мало кто знает из любителей музыки, но мелодия известного сингла «All by myself», которую исполняла популярная певица Селин Дион, была позаимствована из Второго фортепианного концерта Рахманинова. Автор песни Эрик Кармен считал, что наследие великого композитора является национальным достоянием, но вскоре ему пришлось долго улаживать все вопросы с наследниками маэстро. Более того, он даже вынужден был указать имя Рахманинова, как настоящего автора песни.
- Биография Рахманинова гласит, что юный композитор был очень влюбчивым, и у него часто вспыхивали сильные чувства к девушкам. Так, одним из его увлечений стала Вера Скалон, с которой он познакомился в 17 лет. Именно этой девушке он посвятил несколько своих произведений: «В молчанье ночи тайной», 2 часть Первого фортепианного концерта. А называл свою возлюбленную Рахманинов Верочка или «Моя Психопатушка». Интересно, что практически одновременно он влюбляется в жену своего приятеля Анну Лодыженскую и также сочиняет для нее романсы.
- Мало кто знает, но при жизни Рахманинов запатентовал специально приспособление для пианистов – грелку-муфту, в которой исполнители могли согревать свои руки перед важным выступлением.
Вокальное творчество С.В.Рахманинова
РОМАНСЫ
«Сирень» на стихи Е. Бекетовой (Двенадцать романсов) ор. 21, №5
«Здесь хорошо» на стихи Г. Галиной (Двенадцать романсов) ор. 21, №7
«Весенние воды» на стихи Ф. Тютчева (Двенадцать романсов) ор.14, №11
«В молчаньи ночи тайной» на стихи А.Фета (Шесть романсов) Ор.4, №3
«Вокализ» (Четырнадцать романсов) ор. 34, № 14
ХОР “Ночка” на стихи В. Лодыженского ор.15. №2 (Шесть хоров для женских или детских голосов)
ПРИМЕРЫ ИСПОЛНЕНИЙ :
Романс «Сирень» на стихи Е. Бекетовой (Двенадцать романсов) ор. 21, №5
Романс «Здесь хорошо» на стихи Г. Галиной (Двенадцать романсов) ор. 21, №7
Романс «Весенние воды» на стихи Ф. Тютчева (Двенадцать романсов) ор.14, №11
Романс «В молчаньи ночи тайной» на стихи А.Фета (Шесть романсов) Ор.4, №3
Романс «Вокализ» (Четырнадцать романсов) ор. 34, № 14
ХОР «Ночка» на стихи В. Лодыженского ор.15. №2 (Шесть хоров для женских или детских голосов)
Фортепианные произведения С.В.Рахманинова
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
Прелюдия cis-moll Op.3 N. 2
Прелюдия g-moll op.23 №5.
«Итальянская полька»
Рапсодия на тему Паганини ор.43
ПРИМЕРЫ ИСПОЛНЕНИЯ:
Прелюдия cis-moll Op.3 N. 2
Прелюдия g-moll op.23 №5.
Рапсодия на тему Паганини ор.43
Концерт №2 для фортепиано с оркестром
Первая часть - Moderato – Форма сонатного allegro.
ВСТУПЛЕНИЕ, основанное на мерной последовательности аккордов с гулкими «колокольными» ударами басового звука. Неуклонное нарастание звучности, усиление и приближение звучания.
В основе первой части концерта лежат две темы, обе широко распевные, проникнутые свободой мелодического дыхания, но различные по выразительной окраске. Первая тема – ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ – носит более суровый, мужественный, динамически устремленный характер, вторая – ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ — лирически светлая и мечтательная.
ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ
ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ
Вторая часть — Adagio sostenuto
является одним из совершеннейших образов светлой, поэтической лирики Рахманинова.
Вступление и основная Тема 2 части
Третья часть – Финал — Allegro scherzando — форма сонатного allegro
ВСТУПЛЕНИЕ
ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ соединяет черты маршеобразности и скерцозности
ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ лирического восточного характера напоминает лирическую побочную партию 1 части