Длительности нот и пауз
Построение мажора и минора
Тональность, знаки при ключе, мажорные и минорные тональности
Интервалы в музыке
Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.
Вся музыка сложена из нот, но одна нота – это ещё не музыка – равно, как и любая книга написана буквами, но буквы сами по себе ещё не несут смысла произведения. Если взять смысловые единицы крупнее, то в текстах это будут слова, а в музыкальном произведении – созвучия.
ГАРМОНИЧЕСКИЕ И МЕЛОДИЧЕСКИЕ ИНТЕРВАЛЫ
Созвучие двух звуков называется интервалом, причём эти два звука можно сыграть, как вместе, так и по очереди, в первом случае интервал будет называться гармоническим, а во втором – мелодическим. Что значит гармонический интервал и мелодический интервал? Звуки гармонического интервала берутся одновременно и поэтому сливаются в единое созвучие – гармонию, которая может прозвучать очень мягко, а может и остро, колюче. В мелодических интервалах звуки играются (или поются) по очереди – сначала один, потом другой. Эти интервалы можно сравнить с двумя соединенными звеньями цепочки – из таких звеньев состоит любая мелодия.
СВОЙСТВА ИНТЕРВАЛОВ
Вы уже поняли, что интервал – это некий промежуток, расстояние от одной ноты до другой. Теперь разберёмся, в чём же это расстояние можно измерить, тем более что пришла пора узнать названия интервалов. Каждый интервал имеет два свойства (или две величины) – это ступеневая и тоновая величина. Ступеневая величина зависит от того, сколько музыкальных ступеней охватывает интервал – одну, две, три и т.д. (причём сами звуки интервала тоже считаются). Ну, а тоновая величина относится к составу конкретных интервалов – подсчитывается точное число тонов (или полутонов), которые умещаются в интервале. Эти свойства иногда называют по-другому – количественная и качественная величина, суть их при этом не меняется.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ – НАЗВАНИЯ
Для названия интервалов применяют числительные на латинском языке. В зависимости от того, сколько ступеней охватывает интервал (то есть от ступеневой или количественной величины), даются названия: 1 – прима 2 – секунда 3 – терция 4 – кварта 5 – квинта 6 – секста 7 – септима 8 – октава. Для названия интервалов используются эти латинские слова, но для записи всё-таки удобнее применять цифровые обозначения. Например, кварту можно обозначить цифрой 4, сексту – цифрой 6 и т.д.
Интервалы бывают чистыми (ч), малыми (м), большими (б), уменьшёнными (ум) и увеличенными (ув). Эти определения исходят из второго свойства интервала, то есть тонового состава (тоновой или качественной величины). Эти характеристики присоединяются к названию, например: чистая квинта (сокращённо ч5) или малая септима (м7) , большая терция (бз) и т.д. Чистые интервалы – это чистая прима (ч1), чистая октава (ч8), чистая кварта (ч4) и чистая квинта (ч5). Малыми и большими бывают секунды (м2, б2), терции (м3, б3), сексты (м6, б6) и септимы (м7, б7). Число тонов в каждом интервале нужно запомнить.
Источник: http://music-education.ru/muzykalnye-intervaly-pervoe-znakomstvo/
Музыкальная грамота (Повторение)
27.01.2022
- Тема «Устойчивые и неустойчивые ступени лада».
Ступени гаммы делятся на устойчивые и неустойчивые.
Устойчивые ступени – это ступени сильные, опорные. На них можно остановиться или закончить мелодию. К устойчивым относятся: I, III, V ступени.
Неустойчивые ступени – это те, на которых нельзя остановиться. К неустойчивым относятся: II, IV, VI, VII ступени. Они стремятся перейти в устойчивые. Переход неустойчивой ступени в устойчивую называют РАЗРЕШЕНИЕ.
До мажор. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые.
I II III IV V VI VII I
ЗАДАНИЕ (1): Написать в тетради гаммы (каждый мажор и каждый вид минора с новой строчки), устойчивые ступени не закрашиваем, неустойчивые – закрашиваем черным (стрелки – разрешения, можно не делать)
До мажор – ля минор (3 вида)
В этих тональностях знаков при ключе нет. В гармоническом и мелодическом миноре перед измененными ступенями ставятся СЛУЧАЙНЫЕ знаки.
Соль мажор – ми минор (3 вида)
В этих тональностях только одинКЛЮЧЕВОЙ знак «фа-диез» ставить только при ключе. Перед нотами ставить только СЛУЧАЙНЫЕ знаки в гармоническом и мелодическом миноре.
Фа мажор – ре минор (3 вида)
В этих тональностях только одинКЛЮЧЕВОЙ знак «си-бемоль» ставить только при ключе.
Перед нотами ставить только СЛУЧАЙНЫЕ знаки в гармоническом и мелодическом миноре
- Тема «Тоническое трезвучие и его обращения»
Тоническое трезвучие – трезвучие, которое строится от I ступени гаммы - тоники. В него входят все три устойчивые ступени (I,III, V).
Обращение – это перенос нижнего звука на октаву вверх. Каждое трезвучие имеет 2 обращения.
Пример в До мажоре:
Т53 Т6 Т64
Т53 - тоническое трезвучие
Т6 - тонический секстаккорд
Т64 - тонический квартсекстаккорд
ЗАДАНИЕ (2): Построить тоническое трезвучие и его обращения на оставшемся месте в гаммах из ЗАДАНИЯ (1)
- Тема «Интервалы»
Интервалом называется расстояние между двумя звуками.
(Мелодический интервал – если 2 звука звучат по очереди,
гармонический интервал – если 2 звука звучат одновременно)
Всего восемь интервалов.
Каждый интервал имеет количественную величину - определенное количество ступеней.
Она дает название интервалу и его обозначение цифрой:
1-прима, 2-секунда, 3-терция, 4-кварта, 5-квинта, 6-секста, 7-септима, 8-октава
1 2 3 4 5 6 7 8
Интервалы имеют так же качественную величину. Она показывает, сколько тонов и полутонов содержится в интервале. Поэтому интервалам дается второе имя – чистая, большая, малая.
Прима, кварта, квинта и октава - чистые:
ч.1,ч.4,ч.5,ч.8.
Секунды, терции, сексты и септимы - большие и малые:
м.2, б.2, м.3, б.3, м.6, б.6, м.7, б.7.
Реже встречаются увеличенные и уменьшенные интервалы.
(Если чистый или большой интервал увеличить на полутон, он будет называться увеличенным. Если чистый или малый интервал уменьшить на полутон, он будет называться уменьшенным)
Например: ув.4 или ум.5 (в этих двух интервалах разное количество ступеней, но одинаковое количество тонов – 3тона, поэтому их еще называют ТРИТОН)
ЗАДАНИЕ (3): Знать наизусть названия интервалов и сколько в каждом ступеней (по порядку, задом - наперед и вразброс).
Знать, какие из них бывают только чистыми, а какие большими и малыми.
Знать, какие два интервала называют тритонами.
Построить все интервалы по таблице от звука ре - вверх, от звука си – вниз.