ФАКТЫ и ЛЕГЕНДЫ
Интересные случаи из жизни композиторов – правдивые и выдуманные
А.Вивальди
16 фактов из жизни композитора
- Антонио Вивальди (1678-1741) – композитор, скрипач-виртуоз, дирижер и педагог.
- У Вивальди была плохо развита грудная клетка, поскольку он появился на свет на 2 месяца раньше положенного срока. По этой причине он до конца дней страдал от удушья, имея слабое здоровье. Даже пешая ходьба вызывала у него отдышку.
- Интересен факт, что Антонио Вивальди был католическим священнослужителем.
- Вивальди является основателем жанра сольного инструментального концерта, оказавшего влияние на развитие скрипичной техники.
- Вивальди, как и большинство мужчин того времени, постоянно носил парик, который прикрывал его рыжие волосы.
- Знаете ли вы, что отец композитора был знаменитым музыкантом? Именно он стал первым учителем музыки у маленького Антонио.
- Вивальди хотел стать священником, но после того как он в разгар проведения мессы удалился в другое помещение записать пришедшую ему в голову мелодию, его решили отстранить от службы.
- Согласно найденным документам, свои первые произведения Вивальди написал еще в 13-летнем возрасте.
- Любопытно, что Вивальди был знаменит как композитор, способный за 5 дней создать 3-актную оперу и написать массу вариаций на одну тему.
- Какое-то время Вивальди работал дирижером хора в церковной консерватории.
- Иоганн Бах переложил некоторые произведения Антонии Вивальди на музыку для других инструментов. В итоге на протяжении примерно 150 лет считалось, что автором данных композиций являлся Бах.
- Интересен факт, что Вивальди имел превосходные вокальные данные. Он даже давал уроки вокала.
- Работая в театре Вивальди сочинял оперы, после чего самостоятельно ставил их на сцене.
- За свою жизнь Антонии Вивальди создал 90 опер, больше 100 сонат и 517 концертов!
- Именем Вивальди был назван кратер на Меркурии.
- Незадолго до смерти Антонио Вивальди был забыт публикой. Он ушел из жизни одиноким и нищим человеком. Пройдет около двух веков, прежде чем будут обнаружены его гениальные произведения.
И.С.Бах
интересно прочитать
- Когда Бах был придворным органистом в Веймаре, в город приехал знаменитый французский музыкант Луи Маршан. Композиторы согласились устроить своеобразный музыкальный поединок. Однако в ночь перед заявленным концертом, на котором должна была состояться эта необычная дуэль, Маршан тайно покинул город, не желая состязаться со столь великим музыкантом, как Бах.
- Бах засыпал только под музыку. Когда сыновья обучились игре на клавесине, они поочерёдно ежедневно усыпляли отца аккордами на этом инструменте.
- Великий композитор умел зарабатывать неплохие деньги и не был расточительным. Однако существовала вещь, которую Бах всегда делал бесплатно: он никогда не брал деньги за частные уроки.
- Современником Баха был Гендель, который жил в 50 км от Веймара. Оба композитора мечтали встретиться друг с другом, но каждый раз им что-то мешало. Встреча так и не состоялась, однако и того, и другого незадолго до смерти оперировал Джон Тейлор, которого многие считали простым шарлатаном, а не доктором.
- Существует легенда, не подтверждённая документально, но упоминаемая первым биографом композитора: чтобы услышать знаменитого Дитриха Букстехуде, Бах пешком шёл от Арнштадта до Любека, расстояние между которыми составляет 300 км.
- Именно благодаря Баху в храмах зазвучали женские голоса: до него на хорах позволялось петь только мужчинам. Первой женщиной, спевшей в церковном хоре, стала его жена, Мария Барбара.
- В первые годы своего пребывания в Лейпциге И. С. Бах написал церковную кантату Gloria in excelsis Deo (Слава Богу в вышних), для вечерней службы на Рождество, когда в храм приводили много детей. Это произведение было первым крупным хоровым сочинением, написанным им специально на латинском языке (в отличие от других кантат, написанных Бахом на немецком языке)
- Большое значение в эпоху Барокко придавалось семантике ( выразительности, особому значению) тональностей. Ре мажор выражал «шумные» эмоции, бравурность, героику, победное ликование. Си минор связывали с образами страдания, распятия. Наиболее печальными были «мягкие» тональности: до минор, фа минор, си-бемоль минор. Для выражения печали, траура использовался до минор. С понятием «триединства» (Троицы) ассоциировался Ми-бемоль мажор с его тремя бемолями. Одна из самых чистых, «твердых» тональностей, применяемых Бахом для выражения радостного чувства, - Соль мажор. Тональности Ля мажор и Ми мажор - светлые, часто связаны с музыкой пасторального характера. Чистейшей тональностью считался До мажор, не имеющий знаков альтерации. Эта тональность избиралась для произведений, посвященных самым чистым и светлым образам.
”Хорошо темперированный клавир”
Цикл прелюдий и фуг Бах создал с целью познакомить будущих музыкантов со всеми имеющимися тональностями, доказав, что каждая из них звучит совершенно.”ХТК” представляет собой два отдельных тома, организованных по одному принципу. В обеих частях сборника прелюдии и фуги расположены парами, своеобразными мини-циклами, объединенными единой тональностью Как же их расположил композитор?
Он написал свои мини-циклы для каждого звука октавы - одну пару в мажоре, другую в миноре. Октава состоит из 12 звуков.Таким образом, получилось, что в обоих томах содержится ровно по 24 прелюдии и фуги. ( 12 мажорных и 12 минорных)
“Прелюдия и фуга” C dur (До мажор) из I тома “ХТК”
Вообще, на текст молитвы «Ave Maria» написано более 50 вокальных произведений. Но, пожалуй, самыми известным являются:
«Ave Maria» И.Бах / Ш.Гуно
«Ave Maria» Ф.Шуберта ( читайте в разделе “Шуберт”)
«Ave Maria» В.Вавилова/Д.Каччини
Семья И.С.Баха
музыкальная династия
Иоганн Бах был представителем одной из самых "музыкальных" семей в истории: всего у него в роду насчитывается 56 музыкантов и композиторов. Сам же Иоганн Бах стал отцом 20 детей!
- Из семи детей, которых Иоганн Себастьян Бах имел от своей первой жены Марии Барбары Бах, своей троюродной сестры, только трое пережили его. Двое из них сделали собственную музыкальную карьеру: Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эмануэль Бах.
- После смерти своей первой жены Иоганн Себастьян Бах женился на Анне Магдалене Вилькен, одаренной сопрано и дочери придворного трубача принца Саксен-Вайсенфельса. У них было 13 детей, из которых Иоганн Кристоф Фридрих и Иоганн Кристиан стали выдающимися музыкантами.
Бах и Гендель
сходства и различия
«Музыка должна восхвалять Господа и назидать ближнего, а что вне этого — то от лукавого» Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
«Мне было бы досадно,...если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель — делать их лучше» Георг Фридрих Гендель (1685-1759)
Были ли гении знакомы, встречались ли когда-нибудь? Конечно, они знали творчество друг друга, ведь слава обоих, как выдающихся музыкантов, очень быстро распространялась. Но, к сожалению, лично знакомы они не были, хотя Бах предпринимал несколько попыткок встретиться с Генделем, но каждый раз что-то мешало.
Говорят, Гендель сознательно избегал знакомства со своим гениальным ровесником, вероятно, не желая сравнения, боясь, что оно будет не в его пользу. Правда это, или нет – мы не знаем. Жизни Баха и Генделя протекали параллельно, не пересекаясь, но были моменты, когда их пути почти сходились.
Сходства
Эти два великих немецких композитора родились в один год и почти в один месяц, географически были близкими соседями. Гендель появился на свет в саксонском городе Галле, а Бах – в тюрингском Айзенахе.
Бах и Гендель прекрасно владели многими инструментами, особенно виртуозно — органом, королем инструментов времен барокко.
Оба оставили после себя огромное количество гениальных музыкальных произведений, на которых выросли все последующие поколения композиторов, и которые исполняются по сей день.
Известно, что оба композитора почти в одно время побывали в Любеке у известного органиста Дитриха Букстехуде. Каждый не только хотел поучиться у знаменитого мастера, но и надеялся стать его преемником на посту музыкального руководителя церкви. Но ни один, ни другой не получили места органиста, потому что к нему «прилагалась» дочь Букстехуде, на которой молодой преемник должен был жениться. А поскольку дочь, называемая за глаза «органной невестой», была на 10 лет старше Баха и Генделя, можно понять молодых людей, не пожелавших вступить в эту должность.
Есть и одно печальное поразительное сходство — оба почти одновременно ослепли и были оперированы одним и тем же врачом, хотя Гендель жил в Лондоне, а Бах — в Лейпциге. Горе-врач испытывал свое искусство на этих гениях и оба раза безрезультатно.
Различия
В силу жизненных обстоятельств Гендель сочинял в основном светскую музыку (больше 40 опер и ораторий), а Бах, прослуживший почти всю жизнь церковным музыкантом – духовную (оратории – «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», кантаты, органные произведения), хотя оба не ограничивались данными направлениями.
Гендель стал знаменитостью Европы при жизни, в относительно молодые годы, к Баху слава не спешила.
Гендель был гораздо более оплачиваемым музыкантом, чем Бах.
Гендель всю жизнь колесил по миру, в конце концов, остался жить в Англии, а Бах никогда не покидал Германию.
У Генделя никогда не было семьи, а Бах известен как многодетный отец, чьи дети пошли по его стопам.
В лекции П.Мещеринова ГЕНДЕЛЬ: МУЗЫКАНТ И ЧЕЛОВЕК https://igpetr.org/gendel-muzykant-i-chelovek/ о различиях между Бахом и Генделем говорится:
...Музыка Баха более сосредоточенна, более тонко и изыскано обработана; она сложнее, учёнее, ... больше насыщена внемузыкальными религиозными и математическими средневековыми «отсылками». От этого творчество Баха зачастую тяжелее воспринимается.
...Музыка Генделя проще, открытее, массовее, ... она скорее воздействует на восприятие.
... Бах подвизался по преимуществу в области духовной и церковной музыки, в области учёного полифонического творчества;
...Гендель — в демократических жанрах: опера, оратория — то, к чему Бах в силу своего внутреннего устроения расположения не имел.
...Бах — очевидный интроверт и созерцатель, целевая аудитория которого — религиозные, весьма «индивидуальные» знатоки и интеллектуалы.
...Гендель — экстраверт и трибун, апеллирующий к обществу, ко всему человечеству.
Г.Ф.Гендель
и современники
Гендель и его семья
Род Генделя, в отличие от Баха, не был музыкальным. Отец Генделя, которого также звали Георг, был уже пожилым человеком; овдовев, он вступил в 1683 г. во второй брак — и вторым сыном от этого брака и был наш герой. К моменту его рождения его отцу было 63 года — возраст уже весьма почтенный. Георг-старший дослужился до достаточно высокого звания камердинера и личного врача (хирурга) бранденбургского курфюрста и был весьма обеспеченным человеком. С самых ранних лет маленький Георг ничем так не интересовался, как музыкой: игрушками его были барабаны, трубы, флейты и тому подобное. Старый Гендель был не очень доволен, видя музыкальные наклонности своего сына. Он ничего не имел против музыки, находил её приятным способом проведения досуга — но не более того; чтобы музыка стала профессией сына, об этом и речи быть не могло. Мальчик тем временем подрастал и ничего так не хотел, как обучаться музыке. Но решение семьи было иным: юриспруденция — вот будущая профессия Георга Фридриха.
Гендель, его учитель Цахау и высочайшие покровители
Отец отнюдь не был домашним тираном: в свободное время он позволил мальчику заниматься музыкой с органистом Фридрихом Вильгельмом Цахау. Цахау был прекрасным педагогом и очень талантливым композитором. Он, собственно, был единственным учителем Генделя, и повлиял на него очень сильно, и не только профессионально, но и по-человечески; Гендель на всю жизнь сохранил к нему тёплые чувства. Учёба была не муштрой, Цахау подходил к преподаванию творчески и прекрасно осознавал, с каким развивающимся талантом он имеет дело. Это сознавал отнюдь не только он.
Герцог Заксен-Вайссенфельский, услышав однажды игру мальчика, пришёл в такой восторг, что предложил его отцу назначить маленькому музыканту личную стипендию, чтобы тот профессионально учился музыке. Но отец и слушать об этом не захотел. В 1696 году, то есть когда Георгу было всего 11 лет, Цахау заявил, что Гендель сделал такие успехи, что ему больше нечему его учить.
Имя Генделя начинало становиться известным: например, бранденбургский курфюрст вызвал мальчика к себе в Берлин. Отцу скрепя сердце пришлось вести его к своему работодателю. Курфюрст предложил отправить Георга на свои средства учиться в Италию — но старый Гендель этому изо всех сил воспротивился, и курфюрст отступил. (А в скобках заметим и нравы того времени: придворный лекарь осмеливается противоречить своему князю — и ничего.)
Неудивительно такое внимание к маленькому музыканту и восхищение им. Послушаем музыку, написанную им в возрасте 13–15 лет. Третья и четвертая часть из трио-сонаты соль-минор.
Гендель и Маттезон
Известно, что огромное влияние на становление музыкального вкуса Г. Ф. Генделя оказала дружба с Иоганном Маттезоном (1681-1764) - интересным и влиятельным молодым человеком, яркой и разносторонне одаренной личностью.
Познакомились они , когда Гендель переехал в Гамбург. Маттезон - уроженец Гамбурга - с детства был связан с образованными и артистическими кругами города. Покровительствуя своему другу, он ввел его в эту среду, и в скором времени Гендель получил уроки и место второго скрипача в оркестре Гамбургской оперы. Близость молодых музыкантов была для обоих полезной и плодотворной. Они вместе посещали концерты, оперу, дважды совершили совместное путешествие в Любек (в 1703 и 1705 годах), чтобы послушать концерты знаменитого Букстехуде. Если Маттезон по общему образованию и умственному развитию в те годы превосходил Генделя, то Гендель отличался не только силой таланта, но и зрелостью исполнительского мастерства и музыкальных знаний. Сам Маттезон, относившийся к Генделю с оттенком превосходства, признавал, что тот 'был уже исключительно силен в игре на органе, в фугах и контрапункте и в особенности ex tempore (в импровизации).
Поначалу дружба между Маттезоном и Генделем была самая горячая. Но, чем более самостоятельным музыкантом становился Гендель, тем тягостнее, по-видимому, была для него опека его покровителя. Размолвки привели в конце концов к открытой ссоре, чуть было не закончившейся трагически для Генделя.
Вот как об этом рассказывают его биографы: в театре шла опера Маттезона 'Клеопатра'. Автор за клавесином дирижировал оркестром и одновременно исполнял роль Антония. Во время своих выходов на сцену место за клавесином он уступал Генделю. Незадолго до конца спектакля по ходу действия Антоний умирал, и Маттезон в театральном костюме возвращался к клавесину, чтобы принять финальные овация. Однажды во время очередного спектакля Гендель отказался уступить Маттезону дирижерское место; при выходе из театра они со шпагами в руках бросились друг на друга. Простая случайность спасла Генделя от смерти: клинок Маттезона, задев металлическую пуговицу на камзоле Генделя, скользнул в сторону. Ссора закончилась примирением, но прежней дружбы восстановить не удалось.
Почему не встретились Бах и Гендель?
Родившись в одной и той же стране с разницей в возрасте всего в четыре недели, Бах и Гендель, по идее, должны были быть друзьями. В действительности они не были даже знакомы.
Бах и предпринимал настойчивые попытки встретиться с коллегой и даже приглашал письмом его к себе в гости в Лейпциг. Гендель, видимо, не слишком жаждал познакомиться со своим соотечественником, что, в общем, не удивительно. Посудите сами: Гендель был любимым композитором короля Англии, а Бах — простым наемным музыкантом небогатой и разрозненной на мелкие княжества Германии. Хотя, может быть Гендель просто был всегда очень занят. К тому же он долгое время жил за границей – в Италии и Англии.
Гендель и Скарлатти
Слава Генделя как искуснейшего исполнителя на клавире уже проникла в Италию; прибытие его в Венецию упрочило и расширило эту славу. Здесь состоялось знакомство Генделя и Доменико Скарлатти — замечательного итальянского композитора, сына Алессандро Скарлатти.
Произошло это так: на одной из «концертных площадок» Венецианского карнавала. Гендель, как и полагается, в маске, играл на клавесине. Доменико Скарлатти, сам великий знаток и мастер этого искусства, оказался среди слушателей, и после того, как Гендель исполнил несколько пьес, Скарлатти сказал всем присутствующим: «этот клавесинист просто не может быть никем иным, как только знаменитым саксонцем» (Генделя в Италии называли именно так: Саксонец).
Скарлатти и Гендель подружились — помимо общих музыкальных интересов они были ровесники и, в общем то, весьма активные молодые люди. Скарлатти до конца своих дней сохранил восторженную память о Генделе.
Советую послушать или прочитать интересную лекцию Петра Мещеринова
ГЕНДЕЛЬ: МУЗЫКАНТ И ЧЕЛОВЕК https://igpetr.org/gendel-muzykant-i-chelovek/
Й. Гайдн (1732-1809)
и его чувство юмора
Юморист и шоумен
Йозеф Гайдн знал, как придать изюминку своим симфониям, и по-праву может считаться одним из первых "продюсеров", превращающих музыку в увлекательное шоу...
В симфониях Гайдна непременно присутствовал развлекательный элемент: то "курица кудахчет", то "медведь рычит", то внезапный оглушительный "сюрприз" будит задремавшую публику.
СИМФОНИЯ № 94 соль мажор"СЮРПРИЗ"
Однажды Йозеф Гайдн заметил, что некоторые несознательные граждане имеют наглость дремать под его симфонии. И подготовил "сюрприз", да такой, что спящая публика аж подскакивала.
В симфонию он добавил юмористический эффект: после пиано и пианиссимо струнных внезапно раздается громовой аккорд всего оркестра фортиссимо, в котором выделяется удар литавры.Отсюда появилось название симфонии — «Сюрприз». ( Существуют и другие названия этой симфонии, данные ей не автором: “Взрывная симфония”, “Симфония с барабанным боем”, “Симфония с ударами литавр”)
СИМФОНИЯ № 45 фа-диез минор "ПРОЩАЛЬНАЯ"
Одну из симфоний И.Гайдна называют «Прощальной». Кончается она музыкой, которую можно назвать скорее грустной, чем весёлой. Но именно об этой симфонии часто вспоминают, когда хотят рассказать о жизнерадостном и очень добром человеке - Гайдне.
Музыкантам князя Эстерхази долго не давали отпуска, не платили денег. Их «папаша Гайдн» не мог добиться этого никакими мольбами и просьбами. Загрустили оркестранты, потом стали роптать. Уж на что умел Гайдн ладить со своими музыкантами, а тут и его перестали слушаться - работать, репетировать стало трудно. А князь требовал исполнения новой симфонии на предстоящем празднике. И Гайдн написал новую симфонию.
Наступил день концерта. Оркестранты расселись, зажгли свечи на пюпитрах, раскрыли ноты, приготовили инструменты... Вышел плотный, коренастый «Папаша Гайдн» в парадной форме и свеженапудренном парике. Симфония началась. Нужно вам сказать, что дирижёры в те времена стояли не так, как сейчас, спиной к публике, а наоборот - спиной к оркестру. Все с наслаждением слушают прекрасную музыку Гайдна - одна часть симфонии, другая, третья... наконец четвертая, финал. И тут оказалось, что у новой симфонии есть ещё одна часть - пятая, и притом медленная, грустная. Это было неожиданно и непривычно: симфонии полагается иметь четыре части, и последняя должна быть самой живой, самой быстрой. Слушатели переглядываются.
Вдруг... Что такое?! Князь гневно хмурит брови. Один из валторнистов отыграл какие-то такты своей партии, закрыл ноты, затем аккуратно положил инструмент, потушил свечу на пюпитре и... ушёл!
Гайдн этого не замечает, продолжает дирижировать. (Вы помните? Ведь он стоит спиной к оркестру.)
Флейтист сыграл свою партию... затем, так же, как валторнист, закрыл ноты, потушил свечу и тоже ушёл.
Музыка всё продолжается. Никто в оркестре не обращает внимания на то, что уже второй валторнист, а за ним гобоист, не торопясь, спокойно складывают инструменты, гасят свечи и покидают сцену.
Одна за другой гаснут на пюпитрах свечи, один за другим уходят музыканты...
На сцене уже почти совсем темно. Остались только два скрипача. Две маленькие свечечки чуть освещают их серьёзные, склонённые к скрипкам лица.
Вот какую удивительную «музыкальную забастовку» придумал композитор и капельмейстер Гайдн! Конечно же, это был протест, но такой остроумный и изящный, что князь, наверное, даже позабыл возмутиться и уж, конечно, прекрасно понял намёк. Гайдн победил.
А написанная по такому случайному, казалось бы, поводу «Прощальная симфония» живёт до сих пор. До сих пор во время её исполнения оркестранты один за другим покидают сцену, и оркестр звучит всё тише и тише, всё так же замирают одинокие скрипки и в сердце закрадывается грусть.
Да, он, конечно же, был очень весёлым человеком, «великий Гайдн», и такой же была его музыка. И то, что придумал композитор, чтобы помочь своему оркестру, - это была шутка, музыкальный намёк. Но сама музыка не шутит. Она грустит.
Не всегда было весело капельмейстеру Гайдну. Текст Галины Левашёвой
СИМФОНИЯ № 103 ми-бемоль мажор "С ТРЕМОЛО ЛИТАВР"
Гайдн очень любил литавры . Если в Симфонии “Сюрприз” он использовал удары литавр неожиданно в середине тихой части произведения , чтобы “разбудить задремавшую публику”, то в другая симфония – “Симфония №103” даже получила название “С тремоло литавр” , потому что она начинается с тремоло литавр.
В.А.Моцарт
- чудо - ребенок
1. Обыкновенный вундеркинд
Моцарт, как известно, был вундеркиндом: в четыре года малыш написал свой первый концерт для клавира, причем такой сложный, что вряд ли кто-либо из европейских виртуозов мог бы его исполнить.
Когда любящий отец отнял у малыша неоконченную нотную запись, он изумленно воскликнул:
— Но этот концерт так труден, что его никто не сможет сыграть!
— Какие глупости, папа! — возразил Моцарт, — его может сыграть даже ребенок. Например, я.
2. Трудное детство
Все детство Моцарта было непрерывной чередой выступлений и музыкальных занятий. На многочисленных концертах в разных уголках Европы чудо-ребенок развлекал великосветскую публику: играл на клавире с закрытыми глазами — отец закрывал ему лицо платком. Тем же платком закрывали клавиатуру, и малыш вполне справлялся с игрой.
На одном из концертов на эстраду вдруг вышла кошка... Моцарт бросил играть и со всех ног помчался к ней. Забыв о публике, юный гений стал забавляться с животным и на сердитый окрик отца отвечал:
— Ну, папочка, еще чуть-чуть, ведь клавесин никуда не денется, а кошка уйдет...
3. Снизошёл...
После выступления маленького Моцарта в императорском дворце юная эрцгерцогиня Мария-Антуанетта решила показать ему свое роскошное жилище. В одном из залов мальчик поскользнулся на паркете и упал. Эрцгерцогиня помогла ему подняться.
— Вы так добры ко мне... — сказал юный музыкант. — Пожалуй, я на вас женюсь.
Мария-Антуанетта рассказала об этом своей матери.
Императрица с улыбкой спросила маленького «жениха»:
— Почему ты хочешь жениться на ее высочестве?
— Из благодарности, — ответил Моцарт.
4. Поговорили...
Как-то раз, когда семилетний Моцарт давал концерты во Франкфурте-на-Майне, после выступления к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
— Ты так замечательно играешь! — сказал он юному музыканту. — Мне никогда так не научиться...
— Да что ты! — удивился маленький Вольфганг. — Это ведь так просто. А ты не пробовал писать ноты?.. Ну, записывать мелодии, которые приходят тебе в голову...
— Не знаю... Мне в голову приходят только стихи...
— Вот это да! — восхитился малыш. — Наверно, писать стихи очень трудно?
— Да нет, совсем легко. Ты попробуй...
Собеседником Моцарта был юный Гёте.
5. Простодушный
Как-то раз некий высокопоставленный зальцбургский сановник решил побеседовать с юным Моцартом, который к тому времени уже приобрел мировую славу.
Но как обратиться к мальчику? Сказать Моцарту «ты» — неудобно, слишком велика его слава, а сказать «вы» — слишком много чести, для мальчика...
После долгих размышлений этот господин наконец нашел удобную, как ему показалось, форму обращения к юной знаменитости.
— Мы были во Франции и Англии? Мы имели большой успех? — спросил сановник.
— Я-то там бывал, сударь. Но вот вас я признаться, нигде, кроме Зальцбурга, не встречал! — ответил ему простодушный Вольфганг.
6. Желание академика
В семь лет Вольфганг написал свою первую симфонию, в двенадцать лет — первую оперу «Бастьен и Бастьена». В Болонской академии существовало правило не принимать никого в члены академии моложе двадцати шести лет. Но для вундеркинда Моцарта было сделано исключение. Он стал академиком Болонской академии в четырнадцать лет...
Когда отец поздравлял его, он сказал:
— Ну, теперь, дорогой отец, когда я уже академик, можно я пойду на полчаса просто погулять?
7. Рыцарь золотой шпоры
В Ватикане всего один раз в год исполнялось гигантское девятиголосное сочинение Аллегри для двух хоров. По приказу папы римского партитура этого произведения тщательно охранялась и никому не показывалась. Но Моцарт, прослушав всего лишь раз это произведение, записал его на слух. Он хотел сделать подарок для своей сестры Наннель — преподнести ей ноты, которые имеются только у папы римского...
Узнав о «похищении», папа пришел в крайнее изумление и, убедившись, что нотная запись безупречна, наградил Моцарта орденом Рыцаря золотой шпоры...
В.А.Моцарт
Легенды об истории создания произведений
Царица ночи – теща Моцарта ?
Одна из героинь В. А. Моцарта – зловещая и коварная Царица Ночи из оперы “Волшебная флейта”. Она стремится захватить власть в волшебном мире и обманом заставить Принца Тамино вернуть ей дочь Памину. Ходил слух, что Арию Царицы Ночи Моцарт написал, слушая визгливую и писклявую ругань своей тещи, мадам Вебер.
Для Царицы Ночи композитор выбрал необычный тембр голоса – колоратурное сопрано.
Колоратурное сопрано – это самый высокий женский голос, который отличается подвижностью в верхнем регистре, легким тембром, изящным и хрустальным звучанием, напоминает, звуки флейты или скрипки.
Слово «колоратура» переводится с итальянского как «украшение». Она появилась в оперной музыке Италии и Франции в семнадцатом веке. Присуща стилям: классицизм, барокко, романтизм. Это – всевозможные украшения мелодии: форшлаги, трели, морденты, виртуозные пассажи.
Ария Царицы ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта» является самым известным и сложным примером исполнения колоратуры .
Либретто (литературный текст) оперы было написано Эмануэлем Шиканедером, другом семьи Моцартов, всесторонне развитым человеком, который был общепризнанным актером, певцом и композитором, являлся директором театральной труппы. Он же стал первым исполнителем роли Папагено.
Жанр оперы “Волшебная флейта” – опера -зингшпиль. (Зингшпиль-нем. Singspiel досл. «пьеса с пением»; от singen «петь» + Spiel «пьеса, игра») — музыкально-драматический жанр, распространённый в Германии и Австрии во второй половине XVIII века и начале XIX века; пьеса с музыкальными номерами или опера с разговорными диалогами (вместо речитативов), преимущественно комического содержания. Некоторые специалисты придерживаются мнения, что зингшпиль был жанровым предшественником более современных водевиля и мюзикла.
Говорят, что знаменитую Увертюру к опере “Волшебная флейта” Моцарт написал утром в день премьеры.
В приведенном видеоролике очень интересная аранжировка Увертюры. В начале ее исполняет, как принято – симфонический оркестр. Но затем, очень неожиданно, вступают электрические гитары и ударная установка, Увертюра теперь звучит в стиле современной рок- музыки.
Легенда о “Черном человеке”
В июле 1791 года, последнего в жизни композитора, на пороге его дома появился загадочный человек в сером плаще, пожелавший остаться неизвестным. Гость заказал Моцарту реквием, уплатил солидный задаток, а срок исполнения заказа оставил на усмотрение автора. С этого самого момента здоровье композитора стало резко ухудшаться, а странный заказчик, якобы, регулярно являлся Моцарту в видениях буквально до самой смерти: «Мне день и ночь не дает покоя мой Черный человек». Красивая легенда о том, что таинственный незнакомец заказал Моцарту заупокойную мессу по нему самому, и Моцарт об этом знал, быстро стала популярной.
Так что же произошло на самом деле? Неужели к Моцарту прибыл некий посланник потустороннего мира, обладающий знаниями о сроках жизни и смерти? Или это коварный отравитель Сальери, совершив свое черное дело, решил оказать на больного композитора еще и психологическое воздействие?
Все гораздо проще. «Человек в черном», являвшийся Моцарту в кошмарах, был управляющим графа Франца фон Вальзегга. Известна даже фамилия «таинственного посланца» — Лойтгеб. Граф недавно потерял жену и у него возникла вполне естественная для того времени идея посвятить этому событию заупокойную мессу. Заказ делался втайне потому, что у графа была интересная слабость: он любил сам исполнять произведения, которые ему писали талантливые композиторы. При этом авторство музыки граф без зазрения совести присваивал. Есть основания предполагать, что Моцарт знал об этом, но заказ все же взял, поскольку в деньгах нуждался на этот момент отчаянно.
За работу композитор принялся далеко не сразу – нужно было закончить оперы «Волшебная флейта» и «Милосердие Тита». Только после них была начата работа над последним заказом. И все это – за несколько месяцев перед смертью. Кстати, утверждение некоторых биографов о том, что Моцарт работал над реквиемом не покладая рук, и не закончил работу только из-за скоропостижной смерти, не совсем соответствует истине. Судя по письмам к друзьям и знакомым, вплоть до ноября 1791 года он чувствовал себя отлично. Получив заказ в июле, композитор находит время для написания не только опер, но и для концерта для кларнета, «Маленькой масонской кантаты», для регулярного посещения представлений «Волшебной флейты» и даже для… игры на бильярде.
Л.Бетховен
Факты о Симфонии №9, сведения о жизни
Факты о Симфонии №9 Л.Бетховена
Девятая симфония Бетховена включает слова из стихотворения Ф.Шиллера «Ода радости», в котором подчеркивается всеобщий мир и гармония.
Это первая симфония в истории музыки, в исполнительский состав которой, помимо оркестра были введены хор и певцы- солисты.
Общее время сочинения от замысла до реализации составило примерно 15 лет.
Дирижером оркестра на премьере этого произведения был Й. Умлауф, концертмейстером оркестра – друг композитора И. Шуппанциг.
Произведение было не очень хорошо отрепетировано к моменту первого исполнения, и потому композитор стоял за сценой и указывал верные темпы.
Сочинение посвящено королю Пруссии Фридриху-Вильгельму. Королевская особа на премьеру не явилась и самые дорогие места в концертном зале остались пустыми, поэтому исполнение симфонии не окупилось композитору, и гонорар оказался ничтожно мал.
Когда закончилось первое исполнение его 9-й симфонии, Бетховен не услышал громовых аплодисментов и остался спиной к толпе. Хотя люди были полны решимости заставить его осознать, как сильно они любили его симфонию, и пять раз делали овации стоя. Легенда гласит, что к маэстро подошла молодая певица и развернула его лицом к публике, чтобы он смог увидеть овации.
С 1972 года мелодия 9-й симфонии Бетховена является официальным гимном Совета Европы.По просьбе Совета Европы Герберт фон Караян аранжировал три инструментальные версии: для фортепиано, для духовых инструментов и для оркестра. Его инструментальная версия является официальным гимном Европейского Союза с 1985 года.
На Олимпийских играх между 1956 и 1964 годами, ода стала гимном общегерманской сборной, а в 1968 году — гимном обеих немецких олимпийских сборных.
На длиттельности звучания 9-й симфонии Бетховена был основан и 80-минутный стандарт продолжительности компакт дисков в 1982 году. Компания Phillips при разработке компакт-диска специально увеличила его размер, чтобы на носитель помещалась аудиозапись 9 симфонии. продолжительность которой – 74 минуты.
Финал Симфонии №9 “Ода к радости”
в фильме о жизни Бетховена «Бессмертная возлюбленная»
30 интересных фактов из жизни Бетховена
- Композитор родился в г.бонне ( ныне -Германия) в 1770 году,точная дата неизвестна, запись о крещении датируется 17 декабря.
- Во многом музыкальным даром он обязан своему отцу – Иоганну Бетховену. Певец-тенор старался с малых лет привить отцу любовь к музыке, тратил много времени, обучая его игре на скрипке и клавесине и мечтая вырастить второго Моцарта.
- Из-за бедственного финансового положения семьи будущему композитору пришлось в 12 лет бросить школу и пойти работать. Однако любовь к чтению, тяга к самообразованию позволили ему самостоятельно выучить латынь, французский и итальянский языки. А вот в математике он так и не преуспел – по некоторым данным даже не умел умножать и делить.
- В возрасте 26 лет у Бетховена развился тиннитус, приведший в результате к полной глухоте. После этого композитор едва не покончил с собой, с трудом преодолев этот страшный для композитора удар.
- Его манеры оставляли желать лучшего. Во время прогулки с Гёте по Теплице (город в Чехии), Бетховен встретил императора Франца со свитой. Гёте уступил процессии дорогу, снял шляпу и низко поклонился. Композитор же прошел сквозь толпу, лишь едва коснувшись головного убора.
- Бессмертную Лунную сонату Бетховен посвятил своей возлюбленной – графине Джульетте Гвиччарди, которой он давал уроки музыки. Увы, быть вместе им так и не удалось.
- Героическую Симфонию №3 композитор изначально посвятил Наполеону Бонапарту, веря, что он приведет Францию, а может и всю Европу к процветанию. Однако разочаровавшись в его идеях (когда тот провозгласил себя императором), Бетховен вычеркнул имя завоевателя из названия произведения.
- До наших дней дошло несколько "разговорных тетрадей". В них друзья Бетховена записывали свои реплики, чтобы глухой собеседник смог прочитать их. На некоторые он отвечал устно, на другие – письменно. Именно последние представляют особую ценность для исследователей его биографии и личности.
- Бетховен любил кофе. Причем варил его исключительно сам, следя за тем, чтобы в чашке содержалось ровно 60 зерен. Напиток получался весьма крепкий – в обычной современной порции содержится не больше 50 зерен. Однако композитор прекрасно чувствовал себя после такого бодрящего напитка.
- Мария-Магдалина Кеверих (в замужестве Бетховен) – мать композитора – скончалась от туберкулеза, когда Людвигу было 17 лет. Отец пристрастился к спиртному, отчего впоследствии и скончался, пережив супругу всего на 5 лет. Парню пришлось вернуться из Вены в родной Бонн, чтобы позаботиться о семье. Для заработка он работал в оркестре альтистом.
- Из семи детей Иоганна Бетховена выжили только трое – остальные скончались в младенчестве. Каспар Карл впоследствии скончался от туберкулеза в возрасте 41 года. Оставив после себя сына, о котором заботился композитор. Николаус Иоганн умер от атеросклероза в 72 года.
- Скончался Бетховен в Вене 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет. Похоронная процессия состояла из 20 тысяч человек.
- Причина смерти композитора кроется в несовершенстве медицины. Врач делал ему свинцовые примочки, чтобы облегчить боли в животе. После эксгумации останков экспертам удалось установить, что содержание свинца в организме превышало норму почти в 100 раз!
- Всю жизнь Бетховен страдал от слабого здоровья. В разное время его мучила подагра, лихорадка, абсцесс, анорексия, увеит и другие болезни.
- Чтобы повысить продуктивность и не уснуть во время работы, композитор нередко окунал голову в ледяную воду. Возможно, это и стало причиной того, что он лишился слуха.
- Бетховен трижды за жизнь был влюблен. Однако в брак так и не вступил, поэтому наследника, увы, не оставил.
- Музыкальные взгляды композитора (как и политические) откровенно настораживали многих людей того времени. Он использовал крайние регистры, массивные аккордные звучания и педали, что выбивалось из рамок стиля того времени. Некоторые эксперты считают, что современный фортепианный стиль возник именно благодаря Бетховену.
- Название "Лунная соната", под которым известна соната №14, придумал вовсе не сам композитор, а поэт Людвиг Рельштаб.
- На портретах композитор часто выглядит растрепанным. Действительно, он часто пренебрегал расческой, да и одевался всегда довольно неряшливо, то ли бросая вызов высшему обществу, то ли не считая это чем-то важным.
- Бетховен был довольно резким и грубым человеком. Однажды во время его концерта в зал мужчина заговорил с подругой. Тогда композитор перестал играть и ушел, заявив во всеуслышание, что "не собирается играть для таких свиней". Уговоры и извинения не смогли повлиять на его решение.
- Австрийский князь Лихновский любил музыку Бетховена. Во время званого ужина он попросил композитора сыграть что-нибудь. Однако тот отказался и заперся в комнате. По приказу князя дверь сломали. Тогда Бетховен просто уехал из поместья, впоследствии написав письмо Лихновскому: "Князей тысячи, Бетховен - лишь один".
- Несмотря на резкий характер, композитор никогда не отказывал в помощи друзьям – это отмечает все его окружение.
- Многие "разговорные тетради", сохраненные знакомыми Бетховена, пришлось сжечь – они содержали очень резкую критику в адрес некоторых коронованных особ Европы.
- Писать музыку композитор начал ещё в молодости. Но свои лучшие творения он создал уже после того, как потерял слух.
- Бетховен в зрелые годы много времени тратил не только на создание собственной музыки, но и на обработку европейских народных песен: шотландских, уэльских, ирландских, русских, украинских.
- После первого исполнения девятой симфонии поклонники рукоплескали так долго, что присутствующие чиновники приказали им прекратить. Они посчитали, что столь бурные и долгие овации заслуживает только император.
- Великий австро-венгерский композитор Ференц Лист был учеником Бетховена. Всего через полтора года занятий композитор одобрил его выступление в концертном зале перед широкими массами людей. И не ошибся – это был первый триумф Листа.
- Ференц Лист был благодарным учеником. Узнав, что в Бонне – на родине Бетховена – никак не могут собрать деньги на установку памятника, он лично дополнил недостающую сумму со своих концертных гонораров.
Ф.Шуберт
Песни, вокальные циклы
«В его песнях поэзия звучит, а музыка разговаривает»
Песня была стихией Франца Шуберта, он вознёс этот, считавшийся незначительным, жанр до невероятных высот. Шубертом написаны более 600 песен, среди них два цикла песен, — «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827) — на слова В.Мюллера. В каждом из них вокальные номера объединены единым сюжетом. Песни Шуберта пользовались популярностью, так как непрестанно передавались от одного исполнителя к другому, постепенно обретая новых почитателей.
После смерти Шуберта (1828 г.) среди его рукописей были найдены замечательные вокальные произведения, созданные в последние полтора годы жизни композитора. Издатели произвольно объединили их в один сборник. Сюда вошли 7 песен на слова Л.Рельштаба, 6 песен на слова Г. Гейне и «Голубиная почта» на текст И.Г. Зейдля (последняя из сочиненных Шубертом песен).
Так появился третий. посмертный вокальный цикл Шуберта, получивший символическое название «Лебединая песнь».
Самым популярным номером цикла является №4 «Серенада» на стихи Л. Рельштаба.
Молодой человек ночью исполняет серенаду для своей любимой. Он с мольбами обращается к ней и просит о встрече.
Это своего рода эмблема творчества Шуберта. Красивая, певучая, сразу запоминающаяся мелодия, гитарное сопровождение, простая форма с обилием повторов имеют бытовые истоки, но отмечены тонкой одухотворенностью.
Кульминацией и итогом развития трагической темы в творчестве Шуберта является песня №13 «Двойник» на стихи Г. Гейне.
Персонаж смотрит на дом, где когда-то жила его возлюбленная, и вдруг замечает, что кто-то тоже стоит возле дома и это он сам.
Это драматический монолог, пронизанный тоской одиночества.Он начинается как суровое повествование и завершается взрывом безудержного отчаяния. Мелодика основывается на декламационно-речитативных оборотах – приглушенных, часто обрывающихся паузами. Ее сопровождает скованная, мрачная фортепианная партия, создающая образ роковой неизбежности.
Непрерывному сквозному развитию и нарастанию напряжения способствует
форма старинной пассакальи как вариации на “basso-ostinato”(“постоянный бас”).
В 1825 Шуберт познакомился с поэмой "Дева озера" Вальтера Скотта. Поскольку Скотт был очень популярным поэтом, Шуберт решил издать свои песни на его стихи на английском и немецком языках, чтобы стать более известным за пределами Австрии. Он отбирает 7 из 13 стихов и пишет 5 сольных и 2 ансамблевых песни. Среди них – три песни Эллен. Эти песни не принесли Шуберту ни гонораров, ни славы за границей, но "Третья песнь Эллен" и стала впоследствии знаменитой "AVE MARIA", хотя не в том варианте, в котором изначально задумывал автор.
По легенде «автором» другого, ставшего знаменитым, варианта текста и первой исполнительницей стала покровительница Шуберта графиня Софи Габриэль фон Вейсенвольф. Она спела под музыку Шуберта не оригинальный текст Вальтера Скотта, а слова католической молитвы на латинском языке "Ave Maria" , и именно этот вариант стал шедевром вокального искусства.
Франц Шуберт "AVE MARIA" Исполняет Аида Гарифуллина (сопрано)
Ф.Шопен
"zal"- "нежная жалость"
Разлука с родиной, мучительный роман с писательницей;
любовь к В. Моцарту и И. Баху;
изобретение жанра баллады,
опора на национальные танцы – такие, как мазурка, полонез, оберек;
тяжелая болезнь и ранняя смерть
– это трагические факты биографии великого польского композитора – романтика. Имя его -
ФРИДЕРИК ШОПЕН
- Родился великий композитор в ныне несуществующем государстве, Варшавском герцогстве. Сейчас это страна – Польша. Но, покинув родину в 20 лет, он не смог вернуться домой из-за политических событий, так и прожив до конца жизни в Париже.
- За свою жизнь Шопен успел поработать почти во всех существовавших тогда музыкальных жанрах. Он писал сонаты, концерты для фортепиано с оркестром,этюды, прелюдии, ввел в число фортепианных жанров народные танцы – мазурку и полонез, а также вальс, стал основоположником жанра фортепианнй баллады. Но не написал ни одной оперы.
- В отличие от многих других композиторов, он занимался не только композиторской и концертной деятельностью, но и преподаванием. Многие ученики Шопена и сами впоследствии прославились, заодно прославив ещё больше и своего учителя.
- Шопен восхищался Моцартом, считал его гением, а его музыку невероятной. В соответствии с завещанием, на похоронах Шопена, на которые явилось несколько тысяч искренне опечаленных смертью композитора человек, был исполнен “Реквием” Моцарта.
- Шопен очень любил Баха. Он призывал своих учеников-пианистов каждый день играть его произведения, чтобы укрепить свои пальцы и научиться математической музыке.По примеру Баха, он написал цикл из 24 прелюдий во всех тональностях, но расположил их , не как Бах по полутонам, а по квинтовому кругу.
- Шопен никогда не был женат и не имел своих детей.Любовью всей его жизни была знаменитая писательница Жорж Санд. Людьми они были очень разные – молодой 26-летний композитор, бледный и интеллигентный, и она, мужеподобная, на 10 лет старше, разведённая, заядлая курильщица. Но они вдохновляли друг друга своей искренней любовью. Мучительный роман закончился разрывом отношений.
- Мало кто знает, что гениальный композитор был ещё и талантливым художником. Он рисовал великолепные рисунки, но особенно хорошо ему удавались карикатуры.
- Шопен умел удивительно хорошо имитировать голоса других людей, их жесты, походку и всё остальное. Его друзья утверждали, что он стал бы великим театральным актёром, если бы предпочёл театр музыке.
- Шопен никогда не отличался крепким здоровьем. Он часто болел, постоянно страдал от недомоганий и от хронического заболевания лёгких. Он умер в возрасте 39 лет.
- После смерти Шопена . по его завещанию. сердце композитора было передано в Польшу и вмуровано в стену церкви Святого Креста в Варшаве, а тело похоронено в Париже.
- Ференц Лист охарактеризовал искусство Шопена одним польским словом – zal. В переводе на русский язык оно означает «нежная жалость».
“Фантазия-экспромт” Ф.Шопена
является одним из самых часто исполняемых фортепианных произведений в мире.
Произведение не было ни исполнено , не опубликовано при жизни композитора. Более века музыковеды не могли найти этому объяснения. В 1960 году в Париже состоялся аукцион. Среди редких экспонатов был представлен музыкальный альбом, принадлежавший баронессе д’Эсте. Столь ценный предмет был выкуплен всемирно известным пианистом Артуром Рубинштейном. Именно в этом сборнике и находился оригинал нотной записи фантазии-экспромта. На титульном листе Шопен подписал
«Сочинено для баронессы д’Эсте Фредериком Шопеном».
Загадка неопубликованного сочинения заключалась лишь в том, что произведение было написано на заказ. Баронесса была большим поклонником творчества композитора-романтика. Она отлично владела фортепиано и коллекционировала сочинения от известных в те времена музыкантов. Августа Эмма при первой же возможности заказала у Шопена произведение.
Ф.Лист и...
Л.Бетховен, Ф.Шопен, Н.Паганини, Г.Берлиоз, Ж.Бизе, Э.Григ
Ференц Лист (1811 -1886)
Главный девиз, которому Ференц Лист следовал на протяжении всей своей жизни:
«Либо хорошо, либо никак».
Лист был одним из первых пианистов, который стал давать сольные концерты. До него было непринято, чтобы один музыкант играл целый концерт самостоятельно.
К восторгу публики, он так виртуозно играл на рояле так, что создавалось впечатление выступления целого оркестра.
Во время концертов Листа на сцене стояло несколько роялей, и он играл на них поочередно, переходя в ходе концерта от одного к другому.
Лист настолько сильно поддавался эмоциям во время исполнения, что мог во время исполнения сломать инструмент — не выдерживали струны и молоточки.
Руки Ференца были словно созданы для фортепиано — его кисть имела большую растяжку, он мог брать практически две октавы.
Лист провёл почти десять лет своей жизни, путешествуя по Европе и выступая без остановки, обычно 3–4 раза в неделю. Это означает, что он дал более 1 тыс. концертов за это десятилетие.
За всю творческую карьеру Лист сочинил более 1300 произведений.
Лист создал новый музыкальный жанр — симфоническую поэму.
Помимо сочинения и непосредственного исполнения музыки, Лист был ещё и великолепным дирижёром, а так же публицистом и педагогом.
Лист был известен своей щедростью по отношению к друзьям и семье. Он часто позволял друзьям и ученикам, которым было негде жить, оставаться у него дома.
Лист был высокооплачиваемым музыкантом и щедрым благотворителем. Большую часть своего концертного дохода он раздавал различным организациям, таким как Венгерская национальная музыкальная школа, а также помог построить Кёльнский собор, гимназию в Дортмонде, многочисленные больницы, школы и другие заведения.
Лист часто давал благотворительные концерты, выручку от которых жертвовал пострадавшим в стихийных бедствиях (Великий пожар в Гамбурге, наводнение в Венгрии)
На пике своей популярности Ференц Лист постригся в монахи и в итоге занял пост аббата в одном из монастырей. Он не оставил творчества, но стал сочинять исключительно произведения духовной тематики.
Кумиры и учителя Листа
Композитор А. Сальери в одном из своих писем упоминал, что был поражён, услышав, как юный Лист играет на пианино. Да, тот самый Сальери, которого беспочвенно обвиняли в смерти Моцарта, стал учителем Листа по теории музыки и композиции.
Игре на фортепиано Листа обучал знаменитый австрийский пианист К. Черни, который ввиду изумительного таланта юного ученика согласился учить его совершенно бесплатно. Именно этюды Черни на разные виды техники (сборники “Школа беглости” и “Искусство беглости пальцев”) являются неотъемлемой частью учебного репертуара пианистов по сей день.
С детства кумиром Листа был Л.Бетховен. Когда мальчика спрашивали, кем он хочет стать, когда вырастет, он указывал на портрет Бетховена и отвечал, что желает быть как он. Позже, Бетховен, услышав игру юного Листа, и пришёл в такое восхищение, что обнял его и поцеловал. Этот счастливый момент навсегда остался в памяти Листа.
Позже Лист был некоторое время учеником Бетховена. Всего через полтора года занятий композитор одобрил его выступление в концертном зале перед широкими массами людей. И не ошибся – это был первый триумф Листа.
Ференц Лист был благодарным учеником. Узнав, что в Бонне – на родине Бетховена – никак не могут собрать деньги на установку памятника, он лично дополнил недостающую сумму со своих концертных гонораров.
В созревании таланта Листа важную роль сыграли три его современника-музыканта:
Берлиоз, Шопен, Паганини.
С Гектором Берлиозом (1803-1869) Лист познакомился накануне премьеры «Фантастической симфонии». На концерте он демонстративно выражал шумный восторг, подчеркивая свою солидарность со смелыми новаторскими исканиями французского романтика. «Фантастическая симфония» явилась первой партитурой, переложенной Листом для фортепиано; за ней последовал ряд других произведений Берлиоза — его творчество открыло для Листа новые горизонты.Лист неоднократно оказывал помощь Берлиозу, когда тот испытывал материальные затруднения.
Фридерика Шопена (1810-1849) и Листа связывала крепкая дружба.Лист восхищался и необычайной тонкостью, поэтичностью Шопена-исполнителя, и самобытностью Шопена-композитора. Они часто выступали вместе в концертах, Лист играл произведения Шопена, причем сам Шопен признавался, что хотел бы научиться передавать свои этюды так, как это делает Лист. После смерти Шопена Лист посвятил ему проникнутую горячей любовью книгу.
Когда Лист услышал игру гениального скрипача Николо Паганини (1782-1840), это произвело на него, по его собственным словам, «впечатление неслыханного чуда». Перед ним открылся новый путь подлинного виртуоза-исполнителя. Запершись дома, Лист начал упорно работать над своей техникой и одновременно — писать фантазию на тему «Кампанеллы» Паганини; позже Лист сделал транскрипции его «Каприсов».
Лист и другие великие музыканты
Ференц Лист умел дружить и был лишен чувства зависти , он искренне радовался достижениям других композиторов и исполнителей и преклонялся перед их талантами.
Жорж Бизе ( 1838-1875)
поступил в Парижскую консерваторию в возрасте 10 лет, очень рано стал известным пианистом-виртуозом. Историки рассказывают случай, когда молодой Бизе без подготовки с листа и блестяще играет Листу его пьесу, которую маэстро "специально начинил сложностями". На что изумленный Ф. Лист, воскликнул: «Я думал, только я могу так играть! Теперь я вижу – нас двое». Впоследствии Бизе станет известным композитором, автором шедавра оперного искусства – знаменитой оперы “Кармен”
Эдвард Григ (1843-1907)
Однажды Ф.Лист ознакомился с произведениями норвежского композитора, Эдварда Грига, с которым не было знаком лично. Он написал Григу письмо со словами похвалы и восхищения, и тот впоследствии признался, что это письмо помогло ему пережить очень сложный жизненный период.
Интересный факт: Эдвард Григ за свою жизнь написал всего один этюд -
“Этюд памяти Шопена”
Жанр этюда в XIX веке благодаря творчеству Н. Паганини, Ф. Листа и Ф. Шопена достиг невероятного расцвета. Он перестал быть только «тренировочным» материалом для развития техники и стал настоящим художественным произведением. Некоторые композиторы стали брать самые узнаваемые темы известных этюдов и использовать их в своих произведениях
(Например: Ф.Лист – Этюд на тему Н.Паганини “Кампанелла”)