3 класс Уроки №№1 - 6
Урок №1
07.04.2020 г.
Симфонический оркестр
Группы инструментов симфонического оркестра
Смычковые струнные инструменты.
Все смычковые струнные инструменты состоят из вибрирующих струн, натянутых на резонирующий деревянный корпус (дека). Для извлечения звука используется смычок из конского волоса, зажимая струны в различных положениях на грифе, получают звуки разной высоты. Семейство смычковых струнных инструментов - самое большое в составе современного симфонического оркестра, сгруппированное в огромную секцию с музыкантами, исполняющими одинаковую линию музыки.
Скрипка - 4-хструнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Скрипка обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент.
Альт - по внешнему виду копия скрипки, только чуть больших размеров, отчего звучит в более низком регистре и играть на нем немного сложнее, чем на скрипке. По сложившейся традиции альту отводится вспомогательная роль в оркестре. Однако, некоторые считают, что альт это улучшенный вариант скрипки.
Виолончель - большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент между коленями и упирая его шпилем в пол. Виолончель имеет богатый низкий звук, широкие выразительные способности и детально проработанную технику исполнения. Исполнительские качества виолончели покорили сердца огромного числа поклонников.
Контрабас - самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым и несколько глуховатым тембром и является басовым фундаментом всего оркестра.
Деревянные духовые инструменты.
Большая семья различных инструментов, не обязательно сделанных из дерева. Звук порождается вибрацией воздуха, проходящего по инструменту. Нажатие клавиш укорачивает/удлиняет воздушный столб и меняется высота звука. Каждый инструмент обычно имеет свою сольную линию, хотя исполнять её могут и несколько музыкантов.
Основные инструменты семейства деревянных духовых инструментов.
Флейта - современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла (в т.ч. драгоценных металлов), иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта - один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.
Гобой -мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент. Поскольку во время игры гобоисты должны перекашивать своё лицо, их иногда воспринимают как ненормальных людей.
Кларнет - бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет использует только один язычок (трость), а не двойной как у флейты или фагота. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.
Проверьте себя: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Фагот - самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов, используется как для басовой линии, так в качестве альтернативного инструмента мелодии. В оркестре обычно три-четыре фагота. Играть на фаготе в силу его размеров тяжелее, чем на остальных инструментах этого семейства.
Медные духовые инструменты.
Самая громкая группа инструментов симфонического оркестра, принцип извлечения звуков такой же, как и у деревянных духовых инструментов - "нажимай да дуй". Каждый инструмент играет свою сольную линию - материала очень много. В разные эпохи своей истории симфонический оркестр менял группы инструментов в своём составе, некоторый спад интереса к духовым инструментам произошел в эпоху романтизма, в 20 веке открылись новые исполнительские возможности медных инструментов и значительно расширился их репертуар
Валторна (рожок) - изначально произошла от охотничьего рожка, валторна может быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей. Обычно в оркестре используется от 2 до 8 валторн в зависимости от произведения.
Труба - инструмент с высоким чистым звуком, очень подходит для фанфар. Как и кларнет, труба может быть разных размеров, каждая со своим тембром. Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет свою роль в оркестре, на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз.
Тромбон - исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. От других медных духовых инструментов отличается наличием особой передвижной U-образной трубки - кулисы, двигая которую вперед и назад музыкант изменяет звучание инструмента.
Ударные музыкальные инструменты.
Древнейшие и самые многочисленные среди групп музыкальных инструментов. Часто ударные ласково называют "кухней" оркестра, а исполнителей называют "мастером на все руки". С ударными инструментами музыканты обходятся довольно "жестко": бьют их палками, ударяют друг о друга, трясут - и все это для того, чтобы задать ритм оркестра, а также придать колорит и своеобразие музыке. Иногда к ударным добавляют автомобильный клаксон или устройство, имитирующее шум ветра (эолифон). Рассмотрим только два ударных инструмента:
Литавры - полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной, литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома, для извлечения разных звуков используются палочки с головками из разных материалов: дерево, войлок, кожа. В оркестре обычно от двух до пяти литавр, очень интересно наблюдать за игрой на литаврах.
Тарелки (парные) - выпуклые круглые металлические диски разного размера и с неопределенной высотой звучания. Как подмечено, симфония может длиться девяносто минут, а ударить в тарелки придётся только один раз, представляете какая ответственность за точный результат.
-Формирование симфонического оркестра происходило в течение нескольких столетий из небольших ансамблей и началось оно в XVI-XVII веках, когда появились новые жанры в музыке и потребовалось изменение коллектива исполнителей. Полностью малый состав был определен лишь в XVIII веке.
-Численность музыкантов может колебаться от 50 до 110 человек, в зависимости от произведения или места исполнения. Самое большое количество исполнителей, когда-либо зафиксированных относится к выступлению в городе Осло на стадионе «Юллеваал» в 1964 году, в нем приняли участие 20100 человек.
- Иногда, вы можете услышать название парный, тройной симфонический оркестр, оно дается по количеству представленных в нем духовых инструментов и обозначает его размер.
-Огромный вклад в развитие оркестра внес Л. Бетховен, так в его творчестве окончательно сложился классический или малый состав симфонического оркестра, а в более позднем периоде наметились черты большого состава.
-В симфоническом оркестре используется немецкая и американская рассадка музыкантов. Так, в российском – чаще используется американская.
-Среди всех оркестров мира есть только один, который сам выбирает себе дирижера и в случае чего, может сделать это в любой момент – это коллектив Венской филармонии.
-Существуют коллективы и вовсе без дирижера. Впервые, такую идею принял в 1922 году оркестр Персимфанс в России. Это было связано с идеологией того времени, которая ценила коллективный труд. Позднее этому примеру последовали другие оркестры, даже на сегодняшний день в Праге и Австралии есть оркестры без дирижера.
-Вплоть до XIX века в обязанности дирижера входила еще и игра на клавесине или скрипке. К тому же у них не было дирижерской палочки, такт отбивался композитором либо музыкантом при помощи инструмента или кивков головы.У
Урок №2
14.04.2020
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА. ТЕСТ.
Файлы с заданиями можно скачать или смотреть онлайн.
Выполните задания и пришлите преподавателю в виде файла или фотографии.
Урок №3
21.04.2020
- Посмотрите видеоматериал. Он вам знаком по прошлому учебному году.
Внимательно слушайте и запоминайте музыкальные примеры.
- Повторите материал с помощью прилагаемого файла.
- Запишите в тетради:
авторов, названия произведений, как называется форма, буквенная схема формы.
- Вышлите фото записи учителю.
Урок №4
28.04.2020
Повторите материал прошлого урока:
- самые мелкие элементы музыкальной формы (мотив, фраза, предложение);
- самая простая одночастная музыкальная форма - Период
- простая двухчастная форма и простая трехчастная форма.
Кроме простых музыкальных форм существуют сложные:
Сложная 2-х частная форма и Сложная 3-х частная форма
- это формы, в которых хотя бы одна часть больше периода
и является простой 2х-частной или простой 3х- частной формой.
А теперь вспомним , какие мы знаем
КРУПНЫЕ ФОРМЫ
Рондо (от фр. «рондо»- «хоровод», «хождение по кругу») –
музыкальная форма, в которой одна и та же тема
проводится не менее 3х раз, а между ее проведениями
помещаются части иного содержания, чаще всего нового.
Повторяющаяся тема называется рефрен или главная
партия. Части, расположенные между проведениями главной партии, называют эпизодами.
Рондо начинается и заканчивается рефреном, словно образуя замкнутый круг.
Рондо может представлять собой как самостоятельное произведение, так и часть цикла.
Знакомимся с вокальным произведениемв форме РОНДО
Романс «Спящая княжна» (музыка и слова А.П. Бородина)
Сначала прочитайте текст и определите рефрены и эпизоды.
Спит. Спит в лесу глухом,
Спит княжна волшебным сном,
Спит под кровом тёмной ночи,
Сон сковал ей крепко очи.
Спит, спит. (рефрен)
Вот и лес глухой очнулся,
С диким смехом вдруг проснулся
Ведьм и леших шумный рой
И промчался над княжной. (эпизод)
Лишь княжна в лесу глухом
Спит все тем же мёртвым сном.
Спит, спит. (рефрен)
Слух прошёл, что в лес дремучий
Богатырь придёт могучий,
Чары силой сокрушит,
Сон волшебный победит
И княжну освободит, освободит.
Но проходят дни за днями,
Годы идут за годами...
Ни души живой кругом,
Все объято мёртвым сном. (эпизод)
Так княжна в лесу глухом
Тихо спит глубоким сном;
Сон сковал ей крепко очи,
Спит она и дни, и ночи.
Спит, спит. (рефрен)
И никто не знает, скоро ль
Час ударит пробужденья. (эпизод)
Теперь послушайте произведение А.П. Бородина «Спящая княжна»
Послушайте еще один пример формы РОНДО в вокальной музыке.
Вспомните название. Какие слова соответствуют рефрену?
Теперь познакомьтесь с примером формы РОНДО
в инструментальной музыке.
Когда немецкому композитору Людвигу Бетховену исполнилось 25 лет, он написал «Рондо -каприччио», но так никогда и не сыграл его для своих современников. О короткой пятиминутной пьесе стало известно только после смерти Бетховена: её нашли в кипе бумаг, которые предназначались для продажи на аукционе. Это весёлое произведение имело необычный подзаголовок – «Ярость из-за потерянного гроша». Идея этого названия принадлежала не композитору, а его другу – Антону Шиндлеру. Название достаточно красноречиво поясняет смысл музыкальной пьесы. Эта комическая сцена полна присущей Бетховену энергии, волевой устремлённости, динамики. Именно таков характер темы рефрена, не оставляющей сомнений в том, что ярость героя – шутливая.
Послушайте Л. Бетховен «Рондо- каприччио» «Ярость из-за потерянного гроша»
Запомните музыку РЕФРЕНА.
Форма вариаций
– это наличие темы и ее варьированных повторений с изменениями мелодии, ритма, гармонии, фактуры изложения, регистра. При этом тема в каждой вариации должна быть всегда узнаваема. В качестве ТЕМЫ для вариаций композиторы часто берут народные песни или мелодии других авторов.
П.И.Чайковский “Камаринская” из “Детского альбома”(“Камаринская” -русская народная плясовая мелодия)
И.Беркович “Вариации на тему Паганини”
Тема вариаций взята из “Каприса” №24 для скрипки великого итальянского композитора и скрипача- виртуоза Николло Паганини
Личность Никколо Паганини всегда приковывала внимание публики. одни видели в нем настоящего гения, другие же мошенника, отказываясь верить в такой необычайный талант. Даже сегодня никто не может отрицать тот факт, что он был настоящим Маэстро и хоть виртуозный скрипач ушёл в вечность, но его произведения, а также воспоминания о его феноменальном таланте остались. Вся жизнь великого музыканта окутана тайнами и недомолвками, сопровождавшими его повсюду.
Концерты Паганини всегда производили настоящий фурор, а особо впечатлительные дамы даже теряли сознание. Он продумывал все до мельчайших моментов, даже «внезапно лопнувшая струна» или расстроенный инструмент, все было частью его гениальной программы.
Из-за умения Паганини подражать на скрипке пению птиц, человеческому разговору, игре на гитаре и других инструментах, его называли «Южным колдуном» или «Скрипачом диавола», приписывая ему сверхъестественные способности.
Посмотрите отрывок из фильма.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Прослушайте музыкальные примеры сегодняшнего урока.
- Напишите в тетради их список.
- Напишите форму каждого произведения, самостоятельно напишите буквенную схему.
- Пришлите фото записи учителю.
Уроки №№ 5, 6
12.05.2020 и 19.05.2020
Урок №5. 12.05.2020
Повторение. Подготовка к контрольному уроку
- Прослушайте музыкальные примеры из темы “Музыкальные формы” (видео уроков №№ 3-4)
- Напишите их список, подпишите форму каждого произведения, буквенную схему СФОТОГРАФИРУЙТЕ И ВЫШЛИТЕ УЧИТЕЛЮ.
- Прослушайте произведения еще несколько раз, чтобы запомнить их в разделе “СЛУШАТЬ музыку” https://music-classroom.ru/index.php?razdel=Distantcionnoe_obuchenie355&subrazdel=Slushanie_muziki_3_klass187&subcat=SLUSHAT__muziku
Урок №6 19.05.2020
Контрольный урок. Угадай-ка.
Повторите произведения в разделе “СЛУШАТЬ музыку”
Напишите контрольную работу в разделе “Урок №6_УГАДАЙ-КА”
Сфоторгафируйте работу и вышлите учителю