И.С.Бах. Жизнь и творчество.
(1685 - 1750)
ГОДЫ |
ЖИЗНЬ |
ТВОРЧЕСТВО |
1685 | Родился в г. Эйзенахе в семье потомственного музыканта. Эта профессия была традиционной для всего рода Бахов: почти все его представители на протяжении нескольких веков были музыкантами. Первым музыкальным наставником Иоганна Себастьяна был его отец. Кроме того, имея прекрасный голос, он пел в хоре. |
|
В 9 лет
| Остался круглым сиротой и был взят на воспитание в семью старшего брата – Иоганна Кристофа, который служил органистом вОрдруфе. |
|
1700 | В 15 лет с отличием закончил Ордруфский лицей и переселился в Люнебург, где поступил в хор «избранных певчих» (в Michaelschule). К 17 годам он владел клавесином, скрипкой, альтом, органом. |
|
1703 | В течение нескольких следующих лет несколько раз меняет местожительство, служа музыкантом (скрипачом, органистом) в небольших немецких городах: Веймаре (1703),Арнштадте (1704),Мюльхаузене (1707). Причина переезда каждый раз одна и та же – неудовлетворенность условиями работы, зависимое положение. | Появляются первые сочинения – для органа, клавира(«Каприччио на отъезд возлюбленного брата»), первые духовные кантаты. |
1708 | ВЕЙМАРСКИЙ ПЕРИОД Поступил на службу к веймарскому герцогу в качестве придворного органиста и камерного музыканта в капелле. |
– годы первой композиторской зрелости Баха, очень плодотворные в творческом отношении. Достигнута кульминация в органном творчестве – появилось все лучшее, что создано Бахом для органа: Токката и фуга ре-минор, прелюдия и фуга ля-минор, прелюдия и фуга до-минор, Токката до мажор, Пассакалия до-минор, а также знаменитая «Органная книжечка». Параллельно с органными сочинениями работает над жанром кантаты, над переложениями для клавира скрипичных итальянских концертов (более всего Вивальди). Веймарские годы характерны также первым обращением к жанру сольной скрипичной сонаты и сюиты. |
1717 | КЁТЕНСКИЙ ПЕРИОД Становится «директором камерной музыки», то есть руководителем всей придворной музыкальной жизни при дворе кётенского князя. Стремясь дать сыновьям университетское образование, пробует перебраться в крупный город. |
Поскольку в Кётене отсутствовал хороший орган и хоровая капелла, сосредоточил основное внимание на клавирной (I том «ХТК», Хроматическая фантазия и фуга», Французские и Английские сюиты) и ансамблевой музыке (6 «Бранденбургских» концертов, сонаты для скрипки соло). |
1723 | ЛЕЙПЦИГСКИЙ ПЕРИОД Становится кантором (руководителем хора) в Томасшуле – школе при церкви св. Фомы. Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской музыки для жителей города. |
– время наивысшего расцвета баховского гения.Были созданы лучшие произведения для хора с оркестром: Месса си-минор, Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею, Рождественская оратория, большинство кантат (около 300 – в первые три года). В последнем десятилетии Бах в наибольшей степени сосредотачивается на музыке, свободной от какой-либо прикладной цели. Таковы II том «ХТК» (1744), а также партиты, «Итальянский концерт. Органная месса, Ария с различными вариациями» (после смерти Баха названными Гольдберговскими). |
| Последние годы омрачены болезнью глаз. После неудачной операции ослеп, но продолжал сочинять. | Два полифонических цикла – «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение». |
Сказки старого пианино: И.С.Бах (2011)
Мультфильм о жизни и творчестве гениального немецкого композитора.
Автор сценария: Ирина Марголина, режиссер-постановщик: Елена Петкевич
Студия «М.И.Р.» (Россия), Национальная киностудия «Беларусьфильм»
Об интересных случаях из жизни И.С.Баха читайте в разделе